Cтуденческий
педагогический отряд |
|
О проведении отрядного мероприятия "Судебный процесс" Ниже приведено описание мероприятия, которое дважды проводилось нами в «Северной Зорьке» (зима 1999-2000 и весна 2000). Следует учесть весьма высокий уровень тогдашних «Зорьковских» детей и то, что мероприятие проводили вожатые, имеющие серьёзную юридическую подготовку. Так или иначе, прошло всё очень интересно и нетривиально, а некоторых детей даже подвигло на отдельное изучение уголовного права (на следующую смену приехали с кодексами). Затея сложная, но осуществимая. Отрядное мероприятие. Проводится со старшим отрядом (возраст детей 13 и более лет; участие детей меньшего возраста целесообразно допускать в зависимости от уровня их умственного развития и роли, исполняемой в игре). Цель проведения – дать детям представление о работе органов правосудия в Российской Федерации, попытаться развить навыки устной речи, логического мышления, анализа фактов и построения выводов, а также пробудить интерес к изучению государственной и общественной системы страны и повышению собственной правовой культуры. Мероприятие проводится в течение одного дня. После обеда, в начале тихого часа, целесообразно собрать детей, рассказать о предстоящей игре, объяснить, какие в ней существуют роли и выявить желающих. Совместно с детьми произвести распределение по ролям, руководствуясь принципом разумности (силы сторон в процессе должны быть примерно равными, тормозов, а тем более, даунов и отморозков на позициях, требующих активности и бодрости лучше не задействовать). Затем необходимо ознакомить детей с фабулой дела – рассказать душераздирающую историю преступления, например, из сказки «Волк и семеро козлят», дополнив её леденящими душу подробностями и загадочными событиями. Адаптировать первоисточник надо самостоятельно, чтобы удобно было с ним работать. История должна иметь вид детективной загадки, т.е. быть информативной, лаконичной, с фиксированием времени и места всех происходящих событий. Любая двусмысленность или туманность в изложении обернётся путаницей и бардаком в судебном заседании (иногда, впрочем, это даже и неплохо). Личности свидетелей и экспертов, а также то, каким образом они участвовали в произошедших событиях, должно быть чётко оговорено и разъяснено всем. Каких-то дополнительных свидетелей можно находить, только опираясь на изложенные в истории факты и здравый смысл. То есть, если сказано, что дело было ночью, значит никакой дворник-маньяк, подметавший улицу при луне, ниоткуда нарисоваться не может, если известно, что волк посещал врача, чтобы сделать операцию на горле, в обеденный перерыв или выходной (неприёмный) день, то других пациентов там, видимо, не было, а вот медсестра или ассистентка, наоборот, вполне могла оказаться. Участники: Всю подготовку к процессу дети осуществляют самостоятельно – пишут документы, протоколы, отчёты, заключения экспертов, характеристики и тому подобное, готовят свидетелей – каждая сторона «своих», прежде всего, чтобы они запомнили фактическую сторону происшедшего и не путались. Помощь вожатых, естественно, будет необходима практически всем участникам. Её необходимо оказывать таким образом, чтобы дети поняли направление, в котором следует мыслить (искать), при этом не подменяя их усилий своими. Целесообразно также подсказывать, в какой форме составлять необходимые документы, что и в каком порядке в них заносить, каким языком писать, чтобы всё выглядело как можно ближе к реальной жизни. Всем участникам, в особенности обвинению и защите, следует помогать очень осторожно, по отдельности, ни в коем случае не проявляя своих симпатий и антипатий и не становясь на чью-либо сторону. Если нужно подать адвокатам или прокурорам идею, до которой они сами не доходят, стоит аккуратно натолкнуть их на подходящую мысль, при этом помня, что надо поинтересоваться, как дела у другой стороны и, по возможности, невзначай подбросить что-нибудь интересное также и ей. Времени тихого часа на подготовку может не хватить, и тогда само заседание придётся проводить после ужина. В этом случае вы, весьма вероятно, не уложитесь до отбоя. Таким образом, надо заранее озаботиться поиском подходящего помещения, чтобы вам никто не мешал и не начинал раньше времени выгонять или гундеть над ухом. Вожатые должны полностью контролировать ситуацию и момент начала и окончания мероприятия определять самостоятельно. Помещение для проведения мероприятия имеет огромное значение. Пространство должно быть организовано таким образом, чтобы концентрировать внимание на происходящих событиях. Столы и стулья следует расставить так, чтобы это максимально напоминало зал судебных заседаний (желательно, как это изображают в кино, а не в реальности, поскольку не стоит забывать, что происходящее – игра, и всё надо сделать красиво). Если помещение большое – например, дискотечный зал или столовая – имеет смысл несколько сузить пространство, огородив «площадку», скажем, изгородью из стульев (в столовой их обычно в достатке). Внутри образовавшегося «загона», соответственно, ставятся столы и стулья – для судьи, сторон, подсудимых, всей остальной публики. На место для свидетеля (или эксперта), дающего показания, просто ставится стул. Следует учесть, что свидетель должен быть хорошо виден всем, включая судью, для удобства задавания вопросов. Некоторое нервное напряжение, возникающее у находящегося в центре внимания (во всех смыслах) ребёнка, в данном случае только на пользу делу. Все участники мероприятия во время процесса находятся на своих местах, а те, у кого не оказалось определённой роли – на сиденьях для «народа» (обычно ставятся позади столов защиты и обвинения). Праздношатающихся или сидящих где-то в стороне, как дети очень любят, не должно быть, это сразу расхолаживает и разрушает атмосферу, да и вообще, в зале судебных заседаний надо соблюдать порядок, чай не дискотека. Фигура судьи в процессе – ключевая, именно от него (неё) в наибольшей степени зависит, как пройдёт мероприятие. Весьма полезно в порядке подготовки к мероприятию ознакомиться с соответствующими статьями уголовно-процессуального кодекса России, чтобы понять, когда, что и как говорит судья и остальные участники процесса, с чего всё начинается и чем заканчивается. Для судьи весьма важен навык ведения мероприятий, чёткая речь, объёмный сильный голос. Необходимо полностью контролировать обстановку в зале, не давать процессу «зависать», поддерживать высокий ритм и интерес участников и зрителей. Роль судьи в нашем игровом процессе – активная. В отличие от системы, установленной законом, где упор делается на состязательность сторон, а судья, по идее, должен только соблюдать процедуру и собственно судить, в детском лагере такой вариант не проходит. Без постоянного прессинга со стороны судьи дети моментально сядут на ручник, и всё тихо заглохнет. Чтобы процесс шёл бодро, надо всё время подстёгивать стороны, побуждать к активным действиям, требовать от них документы, справки, протоколы и т. п., требовать доказать все свои утверждения, чётко формулировать вопросы и заявления. Допрос свидетелей и экспертов – отдельное шоу. Сначала свидетель рассказывает, что знает, потом вопросы задаёт обвинение, потом защита. Судья должен быть готов вмешаться в любой момент, отводить некорректные и наводящие вопросы, при необходимости задавать вопросы самому. Вопросы следует чётко и немногословно формулировать, строить «по цепочке» – от общего к частному. От свидетелей и экспертов нужно добиваться конкретных ответов, пусть даже с использованием ловушек или психологического давления. Причём внимание, а если необходимо – давление судьи может и должно быть направлено не только на отвечающего, но и на задающую вопросы сторону. Давать расслабляться нельзя никому. Участники должны прочувствовать, что суд – это не шутки. Сам по себе приговор (какое-то окончательное решение суда) целью мероприятия не является, поэтому если логического завершения достигнуть не удаётся – ничего страшного. Здесь важен сам процесс. Когда судья увидит, что дело потихоньку заходит в тупик, дети устали, время уже совсем позднее и т.п., можно принять формальное решение об отложении слушания дела или об отправке его на дополнительное расследование (так наз. «дослед»). Возобновлять процесс никто, естественно, не будет. На подведении итогов следует дать оценку действиям всех участников, выделить удачные ходы сторон и достижения отдельных личностей и сказать небольшую напутственную речь о пользе мыслительной деятельности. Если процесс прошёл живо и динамично, дети заинтересовались и попутно научились чему-то новому, значит уже не зря старались. Опытом поделился: Борисыч Дата опубликования: 22.08.2010 |